Сценарий образовательной ситуации в старшей группе для детей с ОНР по теме "Поможем Буратино исправить ошибки" 

Норкина Екатерина Андреевна, воспитатель,

МБДОУ №15 г. Кандалакша

 

Цель: Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ТНР.

Программные задачи:

1). Обобщить знания детей о форме, цвете, величине, геометрических фигурах.

2). Побуждать называть предметы и их признаки: форму, величину, цвет.Стимулировать способность к анализу в процессе сравнения предметов, отгадывания загадок.

3). Закреплять в речи детей грамматические категории: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование слов с противоположным значением (антонимов); использование простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

4). Развивать мелкую моторику, точные координированные движения при использовании пинцета. 

5).Совершенствовать навыки взаимодействия детей в малых группах для решения общей задачи.

 6).  Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении цели.    

 

Материал: конверт с письмом от Буратино, фрагменты изображения Буратино (4 штуки), игра «Собери бусы» (карточки), камешки марблс, тарелки, горох, фасоль, счетные палочки, игровое поле «Фиолетовый лес», изображения Мальвины, Артемона, Черепахи Тортиллы, Пьеро, пособие Воскобовича «Разноцветные веревочки», изображения воздушных шаров (красный, зеленый, желтый, синий), шоколадные монеты.

 

 

В группе стоят три стола, на столах материал для заданий:

1 стол – карточки «Большой – маленький», камешки марблс красного и желтого цвета; 2 стол  – тарелки, горох, фасоль; 3 стол – счетные палочки.

Рядом со столами игровое поле «Фиолетовый лес» Воскобовича. На коврографе изображения Мальвины, Пьеро, Черепахи Тортиллы, Артемона. У каждого веревочка разного цвета (красная, желтая, зеленая, синяя). Рядом изображения воздушных шаров таких же цветов.

 

Словарная работа: большой круг, длинная, короткая, выше, ниже.

 

Предварительная работа: чтение сказки "Золотой ключик"

 Ход занятия.

 Приветствие.

Воспитатель:

Встанем в круг мы с вами дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!

 

Введение в ситуацию.

Воспитатель: Дети, какая фигура у нас получилась?

Дети: Круг.

Воспитатель: Круг по размеру какой - большой или маленький?

Дети: Большой круг.

Воспитатель: На что похож круг?

Дети: на шар, на мяч, на обруч…

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы наш большой круг стал маленьким?

Дети: Встать ближе.

Воспитатель: Встаньте так, чтобы круг стал маленьким.

А что теперь сделать, чтобы он опять стал большим?

Дети: Встать обратно на свои места.

 

Раздается стук в дверь, входит Мальвина (ищет Буратино), обращает внимание на детей.

 

Мальвина: Здравствуйте!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! А вы кто?

Мальвина: Я – Мальвина, я живу в кукольном театре синьора Карабаса Барабаса. Обучаю различным наукам в кукольной стране. Разыскиваю своего воспитанника (рассматривает детей). Ох, уж этот Буратино, опять куда-то пропал. Вы его не видели? Вот он какой: все время балуется, убегает, учиться совсем не хочет!

Воспитатель: Кажется, я могу вам помочь! Сегодня, по дороге в детский сад, я нашла конверт. И мне кажется, он именно от того, кого вы ищете, от Буратино.

Воспитатель протягивает конверт Мальвине.

Мальвина: Вполне вероятно, ведь на конверте его портрет! Опять он что-то придумал! Ну что ж, посмотрим!

 

Мальвина открывает конверт, читает письмо.

 

«Здравствуйте дорогие мои ребята, я заходил к вам в гости, но не застал вас. Чтобы не скучать в ваше отсутствие я поиграл в ваши игры! Но я не уверен, что все сделал правильно. Прошу вашей помощи, исправьте, пожалуйста, мои ошибки. За каждое правильно выполненное задание, вы получите фрагмент картинки. И если все сделаете правильно, вас ждет сюрприз. Мой путь обозначен стрелками на полу, идите по ним. Желаю удачи!»

 

Формирование и фиксация «детской» цели.

Мальвина: Ну вот! А я его везде ищу! Дети, вы сможете исправить ошибки Буратино? (да)

.

Воспитатель: Мальвина, поможешь нам?

Мальвина: Конечно! Части картинки за правильно выполненные задания мы будем собирать в эту сумочку.

Мальвина показывает детям сумочку.

Воспитатель: Все готовы? Тогда в путь! Наш путь начнется со стрелки с цифрой «1». Найдите ее!

 

Актуализация знаний детей.

Воспитатель вместе с детьми идут по стрелкам, подходят к 1-му столу.

 

Воспитатель: Стрелка привела нас к этому столу. На столе лежит записка.

 

Воспитатель (читает записку): «Дорогие ребята! Я хотел собрать бусы для Мальвины, но, как видите, у меня ничего не получилось. Прошу вас помочь  мне собрать их».

 

·        Дидактическая игра «Собери бусы».

 

Воспитатель: Дети, вы сможете сделать красивые бусы для Мальвины? (Да).

- Садитесь за столы.

Дети занимают места за столами.

Воспитатель: У вас на столах карточки с изображением разных предметов и камешки марблс двух разных цветов (красные и желтые). Камешками красного цвета нужно закрыть большие предметы, а камешками желтого цвета – маленькие.

Дети выполняют задание.

 

Мальвина: Какие красивые бусы у вас получились!

 

·        Дидактическая игра «Назови ласково».

 

Воспитатель: (Имя ребенка), назови большие предметы, которые ты закрыл(а) камешками красного цвета. (Ответы детей)

Воспитатель: ..., назови ласково маленькие предметы, которые ты закрыл(а) желтым цветом. (Ответы детей)

 

Мальвина: Молодцы, справились. А вот и следующая часть картинки!

Находит на столе конверт с элементом картинки, кладет в сумочку.

Воспитатель: Чтобы нам дальше двигаться, нужно набраться сил и сделать несколько упражнений.

 

Мальвина:  А я знаю веселую разминку про Буратино.

Подойдите ко мне и повторяйте за мной.

 

 

Физминутка «Буратино» (Проводится 2 раза)

 

Буратино потянулся, (потягивания)

Раз — нагнулся, (наклоны)

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел, (движение «силачи»)

Ключик, видно, не нашел. (движение «удивление»).

Чтобы ключик нам достать, (потягивания высоко вверх).

Нужно на носочки встать.

 

Воспитатель: Замечательно. Теперь мы можем двигаться дальше. Найдите стрелку с цифрой «2».

 

Дети идут по стрелкам и доходят до следующего стола, где лежит записка от Буратино. Воспитатель открывает конверт, читает записку:

 

«Дети, я хотел приготовить суп, но всё перепутал. Пожалуйста, рассортируйте фасоль и горох по разным тарелочкам».

 

·        Дидактическое упражнение «Рассортируй фасоль и горох»

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. На столе тарелки с горохом и фасолью и пустые тарелки.

 

Воспитатель: Разложите горох и фасоль по тарелкам. В одну тарелку – горох, в другую – фасоль, а Мальвина проверит, правильно ли вы выполнили задание.

Дети выполняют задание в парах.

 

Воспитатель: Какой по форме горох? (Ответы детей)

-       Какого цвета горох? (Ответы детей)

-       Какая по форме фасоль? (Ответы детей)

-       Какого цвета фасоль? (Ответы детей)

-       Как называется суп, который можно приготовить из гороха? (Ответы детей) А из фасоли? (Ответы детей)

Мальвина: Молодцы! И с этим заданием мы справились. За это вы получаете еще один фрагмент картинки. (Складывает в сумочку).

 

Воспитатель: Наш путь продолжается! Найдите следующую стрелку с цифрой. Назовите цифру.   

Дети: Цифра «3».

Воспитатель: Пройдем по стрелке.

 

 

Подходят к игровому полю «Фиолетовый лес». Находят записку от Буратино.  

 

 

·        Дидактическое упражнение «Шары для друзей Буратино»

 

Воспитатель (читает записку): «Дети, я надул воздушные шары для своих друзей: Мальвины, Пьеро, Артемона и Черепахи Тортиллы. Но забыл привязать к ним веревочки. Помогите моим друзьям разобрать шары».

Воспитатель: Привяжите к шарам веревочки такого же цвета.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У кого шар поднялся выше всех? (ответы детей)

А у кого шар ниже всех? (ответы детей)

Почему шары оказались на разной высоте? (Потому что у них веревочки разной длины).

Воспитатель: У кого самая длинная веревочка? (ответы детей)

У кого самая короткая веревочка? (ответы детей)

 

 

Мальвина: Молодцы! И с этим задание справились! За это вы получаете еще одну часть картинки. (Складывает в сумочку).  

- Идем дальше. Найдите стрелку с цифрой «4».

 

Воспитатель с детьми двигаются от  стрелки с цифрой 4.  Подходят к столу, где разбросано много счетных палочек.

·        Дидактическое упражнение «Выложи фигуры из счетных палочек»

Воспитатель находит записку от Буратино, читает ее: «Дети, я попытался выложить из ваших счетных палочек разные фигуры, но у меня ничего не получилось. Попробуйте, может у вас получится».

 

Мальвина: Ох, уж этот Буратино. Никогда не доводит дело до конца!  

Воспитатель: Дети, придется вам собрать фигуры из палочек. Садитесь за столы. Отсчитайте четыре палочки и выложите квадрат.

Мальвина, проверь, пожалуйста, как дети выполнили задание.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать квадрат?

Дети: Квадрат можно назвать четырехугольником.

Воспитатель: Объясните, почему квадрат это четырёхугольник?

Дети: Потому, что у квадрата четыре угла.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь попробуйте превратить квадрат в прямоугольник, добавив еще две палочки.

Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, а прямоугольник можно назвать четырехугольным? (Можно.) Почему? (Потому, что у фигуры четыре угла).

Мальвина: Задание выполнено верно! И вот еще один фрагмент картинки (Кладёт в сумочку).

 

Все выходят в центр группы.

Воспитатель: Мы выполнили все задания Буратино. Посмотрим, какие части картинки мы собрали. Мальвина, достань их из сумочки.

Мальвина достает фрагменты картинки. Дети собирают на столе картинку. На картинке – портрет Буратино.

 

Воспитатель: Дети, кто же это? (Буратино).

Вы хотели бы превратиться в маленьких волшебников? (Хотим!)

Воспитатель накрывает платком собранное детьми изображение Буратино и вместе с детьми произносят волшебные слова.

Воспитатель: Тогда скажем вместе волшебные слова: «Крекс – пекс – фекс. Вокруг себя обернись, картинка в Буратино превратись!».

Звучит волшебная музыка.  Появляется Буратино. Дети открывают глаза.

Буратино: Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, Буратино!

Мальвина: Ну, наконец-то! Нашелся! Дети все игрушки за тобой убрали и порядок навели!

Буратино: Какие же вы молодцы! Исправили все мои ошибки – разгадали все загадки, собрали бусы, отсортировали фасоль и горох и выложили фигуры из палочек. Спасибо вам! Вы очень старались, наверное, устали? Я предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть! Повторяйте за мной!

Музыкальная игра «Буратино длинный нос…»

Буратино - длинный нос…,

А у мышки длинный хвост.

Дядя Стёпа – выше крыши,

Мальчик-с-пальчик ниже – ниже.

Чебурашка -  ушки – ушки,

Поскакали как лягушки.

Толстый – толстый бегемот,

А Кощей наоборот.

Репку тянем, тянем, тянем,

Вытянуть не можем.

Репку тянем, тянем, тянем,

Вытянуть не можем.

 

Ну, что ж, тогда зарядку мы продолжим …

 Повторение  песни 2 раза с ускорением темпа музыки и движений.

 При 2-ом повторении  слова  на  заключение: Вытянули  репку!

 

Буратино: Отлично повеселились!

Мальвина: А нам пора возвращаться домой, учить азбуку!

Буратино: Все верно! Да и Папа Карло, наверное, нас уже заждался!

Ой, совсем забыл! Я приготовил Вам подарок: золотые монетки, они такие вкусные! Угощайтесь!

 

Буратино отдает детям шоколадные монетки.

Герои прощаются с детьми, уходят.

Воспитатель: Дети, кому мы сегодня помогали? (Мальвине и Буратино)

-       Как мы им помогали? (Собрали все игрушки, которые разбросал Буратино).

-       Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, дети, вы очень старались. А сейчас я предлагаю вам попробовать шоколадные монетки, которые принес Буратино.