Конспект занятия
 «Путешествие по городу Кандалакша»


Бойкова Наталья Владимировна,
Каранкевич Анна Витальевна
воспитатели МАДОУ № 48 г. Кандалакша

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Тема: «Путешествие по городу Кандалакша».
Основная цель: Систематизация знаний детей о родном городе, его достопримечательностях.
Детская цель: Составить карту родного города для жителей Простоквашино.
Задачи:
Обогащать представления детей о достопримечательностях родного города.
Развивать умение детей узнавать по иллюстрациям достопримечательности родного города и  рассказывать о  них.
Воспитывать любовь к своему родному городу, бережное отношение к достопримечательностям, вызвать гордость за них.
Активизация словаря: Кандалакша, кандалакшане, достопримечательность, памятный знак, символ, заповедник, птичий базар, скульптурная форма, тюлень.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами города Кандалакша, фотоальбом, показ мультфильма «Простоквашино», беседа с детьми «Достопримечательности нашего города» (заповедник, памятный знак  «Паровоз», «тюлень Григорий», «Сердце»)
Материалы и оборудование: фотографии,  презентация, проектор, экран,  ноутбук, мобильный телефон, карта, разрезанная на части- пазлы, математические раскраски, кроссворд.
Ход занятия
Слайд 1
Воспитатель на коврике вокруг себя собирает детей.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! (дети здороваются). У меня сегодня радостное настроение, я хочу подарить его вам, через тепло своих ладошек: (все берутся за руки).
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель:
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живет.
Нас на улицу зовет.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим ….
Слайд 2
Включается запись с голосом Галчонка из мультфильма «Простоквашино»
Галчонок: «Кар, кар, кар… Вам видеописьмо»
Слайд 3
Дядя Фёдор: Здравствуйте, дорогие дети, я с друзьями, Шариком и Матроскиным, очень люблю путешествовать. Этим летом мы решили отправиться на север нашей Родины, в ваш город. Помогите нам, пожалуйста, составить маршрут путешествия. Расскажите, что интересного нас ждет в вашем городе,  какие достопримечательности посоветуете нам посмотреть.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сможем ли мы помочь дяде Фёдору и его друзьям? (ответы детей). Ну, тогда нам надо вспомнить, что интересного есть у нас в городе.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
  Дети: Кандалакша.
Слайд 4
Воспитатель: Правильно, а теперь найдите наш город на карте Мурманской области.  Вот он! (показывает).  Как он  выглядит на карте? Красная точка. И таких точек на карте нашей страны – тысячи. Но для нас с вами Кандалакша – самая важная точка! Как вы думаете, почему? (Ответы детей: здесь мы родились, живут наши родные, друзья, это наша малая родина…).
Воспитатель: Верно, Кандалакша – это наш родной город. А как называемся мы с вами – жители нашего города?
Дети: Кандалакшане.
Кандалакша на заливе,
Кандалакша - на  реке,
Кандалакша, Кандалакша-
В сердца в каждом уголке…
Воспитатель: Дети, дядя Фёдор просил нас рассказать про достопримечательности. А кто знает, что такое достопримечательность? (ответы детей) Правильно, достопримечательность - это красивые, памятные места, которые украшают наш город.  Назовите, какие памятные места в городе вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы готовы начать составлять маршрут путешествия для наших гостей из Простоквашино? Чтобы составить интересный маршрут нам придется потрудиться. За каждый правильный ответ мы с вами будем получать один пазл, чтобы потом сложить карту достопримечательностей Кандалакши  и отправить ее дяде Фёдору. Вы готовы? Тогда в путь!
Физкультминутка
«Мы по городу идём»
Мы по городу идем, (маршируют)
Звонко песенку поем ля-ля-ля. (покачивание головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре,
Повернулась голова, (вправо-влево)
Руки вверх, а ноги шире.
Слайд 5
Воспитатель: Дети, чтобы назвать, первую достопримечательность маршрута предлагаю разгадать кроссворд, который вы сейчас видите на экране (5 слайд презентации). В квадратах красного цвета вы сможете прочитать отгадку – название одной из достопримечательностей нашего города (отгадка паровоз).
Воспитатель загадывает детям загадки.
При правильном ответе отгадки появляются на экране в нужной строке.
Слайд 6
Полярная птица —
Пухом гордится. (Гага)
Слайд 7
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовёт купаться… (Лето)
Слайд 8
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…» (Утро)
Слайд 9
Состав дождя, состав снежинки,
Состав ледышки и росинки,
Может даже снегом быть,
Коль морозом остудить. (Вода)
Слайд 10
Участок водный, где всегда
Найдут пристанище суда (Порт)
Слайд 11
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Слайд 12
Мы с утра бежим туда,
Где волшебная вода.
Отражая облака
В океан течёт… (Река)
Дети, умеющие читать – читают слово, написанное красными буквами. При затруднении воспитатель помогает детям. Получается слово «Паровоз»
Слайд 13
Воспитатель: Вот и первая достопримечательность нашего города - «Памятный знак Паровоз». Дети, где установлен памятник-паровоз? (ответы детей) Дети, вы знаете, в память о ком он установлен? (ответы детей).
Воспитатель: Вы правильно ответили. Этот паровоз является памятником  железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне. За правильный ответ вы получаете первую часть карты.
Дети прикрепляют пазл к мольберту. Воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель: Вы готовы путешествовать дальше? 
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором находятся листы с математическими раскрасками.
Воспитатель: интересно, а что же здесь за загадка?
(приложение 2)
Воспитатель: Дети, чтобы узнать, какая достопримечательность ждет нас впереди- нужно заполнить вот эту раскраску. Но она зашифрована. Как выполнить это задание?
Дети: Высказывают свои предположения.
Воспитатель: Верно. Каждая цифра на раскраске соответствует определенному цвету. Вы готовы? Тогда можете приступать.  Дети выполняют задание. В результате получается сердце.
Слайд 14
Воспитатель: А это что за интересный знак у нас  получился?  И где же у нас есть такая достопримечательность?
Дети: Дети рассказывают про символ сердце и где он установлен.
Воспитатель: Верно, это арт-объект - скульптура «Сердце», подарок шведского города-побратима Питео. «Сердце» находится на центральной площади нашего города. Скульптура была установлена здесь не случайно, ведь именно «Сердцем Кандалакши» назвали обновленную площадь горожане в ходе народного голосования
Воспитатель: Молодцы! Вот и вторая часть карты. Можете прикрепить её на мольберт. Дети прикрепляют пазл к мольберту.
Воспитатель: Дети, вы готовы путешествовать дальше? Тогда, вперед! Воспитатель звенит в колокольчик.
                                         «Мы по городу идём»
Мы по городу идем, (маршируют)
Звонко песенку поем ля-ля-ля. (покачивание головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре,
Повернулась голова, (вправо-влево)
Руки вверх, а ноги шире.
Воспитатель: А вот и еще одно задание. Отгадайте загадку.
За треской и за селёдкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный..  (тюлень)
Воспитатель: А почему же, здесь загадка про тюленя? Как называется достопримечательность города, посвященная тюленю. (Ответы детей: скульптура «тюлень Григорий»). Верно, на Аллее Дружбы размещена скульптура гренландского тюленя. Кто автор скульптуры, вы знаете?  На что хотел обратить внимание горожан В.К. Мыздриков?  (Ответы детей)
Слайд 15
Воспитатель: Самый забавный арт-объект — тюлень Григорий с рыбкой в ластах. Дело в том, что в Кандалакшскую губу Белого моря заплывают гренландские тюлени. Происходит это весной, когда они плывут сюда для размножения. Говорят, их бывает достаточно много. Для нас, местных жителей, появление тюленей означает приход весны.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот и еще один пазл от карты.
Воспитатель звенит в колокольчик.
Воспитатель: А нас ждет последнее задание. Это не простое задание, а звуковое.
Слайд 16
Включается слайд птичьего базара с голосами птиц.
Воспитатель: Интересно, что за птиц вы услышали? А как они связаны с нашим городом?
Дети: Дети говорят свои предположения.
Воспитатель: Кандалакшский заповедник – один из немногих в России морских заповедников. Он находится в основном на островах двух морей Баренцева и Белого, лежащих вдоль побережья Кольского полуострова.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая птица является символом нашего заповедника?
Дети: Гага.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот вам еще одна часть  карты.
Воспитатель: Мы с вами получили все части карты, предлагаю её собрать. Дети собирают карту из полученных частей.
Слайд 17
Воспитатель: Мы отправим фотографию карты нашим друзьям по электронной почте. Воспитатель фотографирует и отправление фотографии по телефону.
Воспитатель: Дети, посмотрите-нам поступило видеосообщение. Включается слайд с голосом дяди Фёдора.
Слайд 18
Дядя Федор: Огромное спасибо, вам дети. Мы получили вашу карту с достопримечательностями. Теперь мы знаем, что ваш город очень интересен. Мы к вам приедем. Ждите в гости.
Воспитатель: Дети, это только несколько замечательных мест, которые есть у нас в городе. А таких мест еще очень, очень много. Предлагаю вам дома сделать фото интересных мест нашего города. А мы соберем фотоальбом «Достопримечательности нашего города», и сможем показать его всем нашим гостям.
 Слайд 19
Воспитатель: Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Т.Б. Фабрициева  о нашем городе:
«Разорвавши Полярный Круг,
Поезд к дому несется быстрее,
Здравствуй, север, мой верный друг,
Нет на свете тебя роднее.
Смотрят в окна глаза озер,
Машут радостно лапами ели,
И жемчужные шапочки гор
Уж виднеются еле-еле.
И встает в ожерелье огней,
Вновь гостей
у ворот встречая, Кандалакша –
цель жизни моей,
Королева Полярного края!»
Рефлексия:
Воспитатель:
- Кому мы сегодня помогли?
- Что вам понравилось?
- Что было сложного?
- Что вам особенно запомнилось?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Спасибо!